Идея строительства архитектурного комплекса «Углекислые ванны нарзана» начинается в конце XIX века в 1898 году, когда рядом с Нарзанной галереей (1848-1858гг) устраиваются ванные комнаты. В связи с увеличением числа посетителей курортов Кавказских Минеральных Вод и повышенным интересом публики к различным методам гидротерапии возникла потребность в строительстве нового капитального здания для нарзанных ванн.

Разработка данного проекта поручается архитектору при Управлении Кавминвод Андрею Николаевичу Клепинину.

А.Н. Клепинин
Андрей Николаевич Клепинин
- архитектор комплекса «Углекислые ванны нарзана»

В конце 1901 года, когда началась подготовка участка для строительства. Проект двухэтажного здания в центре города на Тополевой аллее, совмещавшее нарзанные ванны на 38 кабин на первом этаже и гидропатическое заведение - на втором, проектировалось с учетом последних достижений бальнеологической науки.

В том же году началась заготовка материалов. Материалы поставлялись со всей страны: кирпич везли из пятигорского завода Бородкина, цемент с новороссийских заводов «Цепь» и «Звезда» от торгового завода Попова, торгового дома «Кернер и Бергер» (Ростов-на-Дону), с завода Баранова из Армавира, а также с донецкого цементного завода; пирогранитные, кафельные и мозаичные плитки поступали со стекольного завода Сазонова; лес отличного качества выписывался из Царицына от фирмы Максимова.

Кафельная плитка
Оригинальная кафельная плитка. Сохранена и отреставрирована.

Здание возводилось в центре узкого казенного участка шириной 75 метров, между правым берегом реки Ольховки и Тополиной аллеей, на пересечении с Вокзальной улицей. Место возведения здания было выбрано не случайно. На участке всего лишь на шестиметровой глубине протекала «нарзанная река».

В ходе строительства вновь происходят изменения в планировке и значительные преобразования в украшении фасадов. Выбор «восточного стиля» нового ванного здания в Кисловодске был определен архитектором уже при первых вариантах проекта. Но подлинный самобытный облик сооружение стало обретать, когда к оформлению фасадов был привлечен скульптор Людвиг Карлович Шодкий, который применил архитектурные и декоративные мотивы зодчества Индии, арабской, исламской архитектуры.

Скульптурное убранство подчинено и слито с архитектурно-композиционными акцентами. Оно придает зданию пышность восточного дворца, формирует самобытный силуэт, соединяется с богатым оригинальным колористическим решением и удачным сочетанием фактур материалов. Желтый кирпич стен соседствует с блистающей майоликой. Установку всей майолики следует отнести к 1904 году, после завершения отделочных работ на фасадах. Строгие профили цокольных поясов со скальной фактурой цокольных облицовочных блоков, экспрессия орнаментов и скульптурных форм пирамидальных завершений — с протяженными свесами карнизов. С точки зрения современного определения стиля, все перечисленные особенности позволяют отнести облик ванного здания к неоромантизму в русле стиля модерн.

В ходе завершающего этапа строительства проект был вновь дополнен Клепининым, по заданию директора Кавминвод: разрешалось пристроить к главному двухэтажному корпусу два полукруглых одноэтажных кирпичных флигеля с коридором, которые заменили существовавшие ранее Скальковские ванны.

Строительство комплекса обошлось государству в 393 тысячи царских рублей. Считается, что часть денежных средств в строительство вложил эмир Сеид Абдулахад-хан Бухарский, который лечился в Кисловодске в 1903 году. Комплекс начал работу в 1906 году.

На первом этаже комплекса располагались вестибюль, кабинет врача, раздевалки, два зала (мужской и женский), комнаты для прислуги и для белья. В каждом зале имелось 15 раздевалок и 39 ванн. В основном корпусе и крыльях здания было оборудовано 60 ванных кабин и устроено 2 нарзанных бассейна по 30 м2 каждый. Клепинин продумал расположение ванн таким образом, чтобы нарзан затекал в особый резервуар машинного отделения, благодаря расположению здания ниже уровня главного источника.

Спустя шесть лет после торжественного открытия комплекса Клепинин обратился к директору КМВ с личной просьбой добавить на фасад здания мраморную доску с надписью: «Проектировал и построил инженер А. Н. Клепинин. 1901—1903 годы». Желание архитектора было исполнено.

Табличка на здании
Мраморная табличка на здании:
«Проектировалъ и построилъ инженеръ А. Н. Клепининъ. 1901—1903»

В годы Великой Отечественной войны, за время фашисткой оккупации Кисловодска оккупантами было разграблено все госпитальное имущество, но уже к 29 июня 1945 года СНК было принято постановление о возобновлении приема курортных больных на Кавказских Минеральных Водах.

В 1949-1950 годы проводился текущий ремонт здания, в ходе которого с целью увеличения пропускной способности нарзанных ванн некоторые из одинарных кабин были преобразованы на две ванны. В результате в 1952 году работало одновременно 68 индивидуальных ванн.

С 1969 по 1972 годы здание вновь переживает реконструкцию. После ее окончания в здании работали индивидуальные нарзанные ванны, гидропатическое и гинекологическое отделения. Бассейны для нарзана предполагалось восстановить в ближайшее время. После этой реконструкции на фасаде вместо первоначального названия «Углекислые ванны нарзана» значилось «Главные нарзанные ванны». Также в ходе ремонтов 1949-1950 годов и 1969-1972 годов происходили изменения первоначального внешнего облика здания, почти полностью (кроме покрытия пола) утрачена первоначальная отделка внутреннего пространства здания.

Современное название здание Главных нарзанных ванн получило в советский период. Здание комплекса (по новому адресу — проспект Сталина 6) было реконструировано, количество ванн увеличилось до 88. Сюда отправляли лечиться элиту Советского Союза — академиков, учёных, писателей. В здании Главных нарзанных ванн размещались ингаляторий, водолечебница и электросветолечебница, отделение нарзанных орошений, питьевая нарзанная галерея, курортная поликлиника с диагностическим кабинетом и лабораториями, зубопротезным кабинетом и пр.

Последний капитальный ремонт здесь был произведён в советское время, конце 70-х годов прошлого столетия. Несмотря на высокую историко-художественную ценность ванное здание с начала 1990-х годов, перестает использоваться по своему назначению вплоть до 2018 года.

Витраж бассейна